Какие стартапы становятся виральными, какие нет и почему
Все мечтают о том, чтобы их стартап быстро набрал миллион пользователей. Как это происходит? Это происходит за счет магического явления виральности (viral growth).
Виральностью называется механизм роста, при наличии которого каждый привлеченный вами пользователь приводит еще одного или больше других пользователей. То есть у вас появляются новые пользователи только за счет существующих пользователей.
Все настолько хотят добиться виральности, что появилось целое движение/наука growth hacking, суть которой как раз изучение того, как сделать так, чтобы ваш продукт сам себя распространял.
Где граница между естественной виральностью и growth hacking?
По настоящему мощные виральные механизмы включаются, когда сам продукт и его ключевые фичи подразумевают привлечение других людей. А всякие ухищрения применяются тогда, когда у вас нет таких фич. Ну не такой у вас продукт. Вот сделали вы SaaS для бухгалтерии. Ну нет в нем виральности, потому что не нужны бухгалтерам, использующим ваш сервис, другие бухгалтера в этой системе. И нет там ничего такого, чем они захотели бы делиться с другими бухгалтерами. Можно расшибаться в лепешку, придумывая кнопки шаринга для каждой новой счет-фактуры, но эффект будет минимален.
Каким должен быть продукт, чтобы в нем работала естественная виральность?
Есть ровно три варианта, при которых ваш стартап может получить естественное виральное распространение:
1. Чтобы воспользоваться ключевыми преимуществами продукта, вам нужны в нем другие люди. Это то, когда пользователям НЕОБХОДИМО, чтобы их друзья узнали о ПРОДУКТЕ.
Самый простой пример – Skype. Если вы не хотите тратить деньги на междугородние звонки, то вы уговорите свою маму поставить Skype. И своего друга уговорите. И коллегу. Так все друг друга уговорили и Skype стал стандартом. Важный момент – выгоду получают ОБЕ стороны.
Даже в Dropbox есть подобный механизм, но уже не для ключевой функции. Если вы хотите иметь с кем то общую синхронизированную папку – вам нужно, чтобы у этого человека тоже был Dropbox.
2. Другой вариант, более слабый, это когда люди ХОТЯТ, чтобы их друзья узнали о продукте.
Например, AirBNB. Каждый, кто воспользовался AirBNB рассказал об этом своим друзьям. Потому что это круто и хочется поделиться чем-то полезным.
А вот Dropbox молодцы, у них и тут есть правильная фича. Когда ты хочешь extra space – ты ХОЧЕШЬ, чтобы Dropbox начали использовать и твои друзья. Это не является крайне необходимым, но все же крайне желательным.
3. Третья ключевая функция продукта, которая может сделать его виральным – это когда его суть – контент, которым нужно делиться. Когда вся чуть продукта – это необходимость делиться контентом (ради этого вы его используете).
Простейшие примеры тут – Youtube и Slideshare. Весь смысл этих сервисов – делиться контентом. Без этого они не имеют смысла. Вы заводите там аккаунт, потому что вам необходимо делиться контентом (неважно, с какими целями). И вы будете им делиться, продвигая тем самым сервис.
Конечно, тут можно тоже разделить на хочется делиться и необходимо делиться, но это уже будет притянутым за уши. К “хочется делиться контентом” гораздо проще отнести inbound marketing, когда компания вроде Hubspot предпринимает большое количество усилий для генерации качественного контента, который продвигает их сервис.
Источник: freshle.com