Обучение Python. Урок 1
Итак, ты решил изучать язык программирования Python. И я готов в этом помочь. Уроки рассчитаны на людей, которые только начинают постигать искусство программирования, и я буду прояснять некоторые термины и понятия, сленг и сокращения. Язык программирования у нас будет сокращаться до “ЯП”. Python будем называть “питоном” или “пайсоном”. Так же стоит понимать, что питон у нас интерпретируемый ЯП. Да, помимо обучения непосредственно программированию, я буду приучать к самому важному процессу в IT отрасли: поиску информации.
Установка
Для того что-бы начать программировать на питоне нужен интерпретатор. И что-бы знать что устанавливать нужно сначала определить свою операционную систему. Если все так плохо,что не знаешь, что такое операционная система, опять идешь в гугл и начинаешь вникать в основы: что такое компьютер, что такое железо, что такое софт и что такое операционная система(далее ОС). Если определились, то юзеры Windows и Mac идут сюда и качают установщик для своей ОС. Версия 3.3.
А те, у кого Linux – качают питон из своих репозиториев (Если версия ниже 3, то нужно обновить) Итак, интерпретатор установлен, перейдем к действиям.
Первые шаги
Запускаем интерактивную консоль: идем в пуск и пишем Python и запускаем режим командной строки. Маководы ищут это же у себя. Скорее всего нужно будет открыть терминал и написать там python и запустить. Так же поступают и линуксоиды. Ну что, готовы?! Тогда вперед. Перед тобой интерпретатор питона и здесь можно творить. Любая команда,которую вводишь, тут же исполнятся. Для начала попробуем его в виде мощнейшего калькулятора. Итак, допустим хочется узнать сколько будет экспонента от 3, да запросто. А нужно написать вот это:
1 2 |
<span style="color: #ff7700; font-weight: bold;">import</span> <span style="color: #dc143c;">math</span> <span style="color: #ff7700; font-weight: bold;">print</span><span style="color: black;">(</span><span style="color: #dc143c;">math</span>.<span style="color: black;">exp</span><span style="color: black;">(</span>e<span style="color: black;">)</span><span style="color: black;">)</span> |
после каждой команды нажимаем Enter.
И получаем что-то вроде этого:
Разберемся,что мы только что сделали - команда “import” позволяет подключить внешнюю библиотеку. Питон построен модульным образом – это значит, что весь функционал языка разбит на части (библиотеки). Так же существует стандартная библиотека, которая включает самые важные элементы языка,такие как функция print или операции приравнивания. Что это нам дает? За счет этого уменьшается потребление памяти, поскольку каждая подгруженная библиотека загружается в оперативку и отъедает там себе место. Мы же не хотим,что-бы наш маленький скриптик для выполнения тривиальной задачи занимал гигабайты памяти?! Вот поэтому сторонние функции вынесли в отдельные библиотеки. И программист сам выбирает, что ему нужно. Таким образом здесь мы подключили библиотеку,которая содержит расширенные математические функции, как приведенная выше функция экспоненты. Что-бы увидеть список всех функций после импорта можно написать
1 |
dir(math) |
1 |
help() |
1 |
help(math) |
Теперь объясним базовые понятия о переменных. Переменная – это такая коробочка,в которой мы можем хранить нужные данные. Например, мы хотим посчитать (x+7)/2*(32) при х=10. Нужно понимать, что скобки важны. Так что, расставляй их правильно.
Теперь запишем это выражение в виде, понятному для питона, это еще для себя, не в интерпретаторе. и оно будет выглядеть вот так: (х+7)/(2*(3**2)), две звездочки – это операция возведения в степень, чтобы взять корень, можно возвести в степень 0.5, либо использовать math.sqrt(). А теперь мы же хотим посчитать, сколько же это будет при х=0.23123.
Вот здесь нам и понадобится переменная. Что-бы ее создать, достаточно просто написать ее имя(в данном случае это “х”), знак равно и значение:
В интерактивном режиме не обязательно писать print(). Нам интерпретатор сам показывает значение,которое получилось.
Так же можно работать с текстом:
1 2 |
x=”привет, мир” print(x) |
Далее мы перейдем от интерактивного режима до написания скриптов. В консольке можешь написать
1 |
exit() |
Допустим, файл создан. Теперь откройте его своим любимы текстовым редактором. Я советую sublime text всем пользователям либо notepad++ для тех, кто сидит на виндовс и не любит саблайм. Файл открыт и теперь запишем туда этот текст:
1 2 3 |
#!/usr/bin/env python # -*- coding: utf-8 -*- print(eval(input("Input Expression: "))) |
1 |
python /полный/путь/к/файлу |
запускаешь и вводишь любое математическое выражение в виде для питона. С любым количеством скобок. Так же можешь перед результатом импортировать библиотеку math и получить полноценный строковый калькулятор. Те,кто знают другие ЯП, сейчас вспомнили свои рекурсивные функции по овер 100 строк для реализации этого функционала. Но питон сделан быть простым.
Так же попробуйте передать этой программе значение (5+3) и “(5+3)”. Видите разницу? Значение в кавычках рассматривается интерпретатром как текст и не обрабатывается:
1 2 |
var2=var+” my new text” print(var2) |
Сейчас пора отвлечься от чтения и пойти поиграться с своим интерпретатором. Попробуй посчитать разные выражения. Попробуй складывать текст например так:
1 2 |
var2=var+” my new text” print(var2) |
Или отними от текста цифру. Так же можешь использовать функцию str(). Подробнее о том, что такое функция и что именно делает str() расскажу позже. Просто можешь сделать так:
1 2 |
var = “some text” print(var+str(123213)) |
Сейчас важно понять, что можно делать с этими типами, а что нельзя. И можно идти к следующей главе